info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСИЯ НЕТ…

Помните начало басни Крылова?

На лад их дело не пойдет. И выйдет из него не дело, только мука… Однажды Лебедь, Рак, да Щука. Это не про меня, скажете вы. ОК, возможно. Данная статья будет полезна тем, кто строит, состоит или планирует построить партнерские отношения с целью делового сотрудничества. Говоря еще проще, можно потратить время на чтение если:

  1. У вас есть деловой партнер(ы) и вы вместе делаете бизнес
  2. Вы как собственник имеете в штате директора (Топ-менеджера)
  3. Вы планируете сделать первый или второй шаг (см. выше) в ближайшем (очень обозримом будущем)

Я много допускал ошибок…

И гораздо чаще учился на своих, чем на чужих. Ругался с партнером, просил уйти партнера из созданной компании, не учитывал (местами) интересы партнера, не писал договоренностей до 2011 года. За что прошу меня простить (партнеров) и чем конечно же не горжусь. Одновременно, есть и другой более успешный опыт, который помогает:

  • договариваться в сложных ситуациях в пределах 1 часа;
  • разойтись мирно и спокойно, если кому-то стало не интересно сотрудничество, в пределах нескольких дней;
  • сохранять отношения и добиваться высокой эффективности.

Об этом и поговорим. И первый вопрос, на который я предлагаю вам ответить:

О чем стоит договориться (с партнером) в первую очередь?

Напишите свой вариант на чистом листе бумаге. Я даже предположу, что этот вопрос стоит обсудить в числе первых если мы решили строить личные отношения (планируем пожениться, расходиться). Вы уже догадались что это за вопрос? Как и при каких условиях мы будем расходиться. Да, именно в начале отношений и «на берегу». Пока еще ничего серьезного не сделано, и ни копейки не вложено. И слава богу, если в ходе обсуждения этого вопроса вы вдруг поймете… Что не хотите делать дело именно так, именно с ним (ней), именно на таких условиях. С дэ угой стороны, у вас может возникнуть резонный вопрос. А зачем что-то делать, если мы уже в начале не верим в успех нашего совместного мероприятия? Я бы предложил рассмотреть данный «пессимистический сценарий» как

План Б

Если все пойдет отвратительно. Вы дойдете до «дна проекта», а света в конце туннеля еще не видно. Будьте готовы и к таким «перспективам». Более 75% проектов заканчиваются провалом. Кто вам сказал, что вы железно не попадете в большую часть этой статистики? Поэтому расслабьтесь, выдохните и обсудите с партнером что будете делать если все пойдет не так (как планировали)… И тут я хочу сообщить хорошую новость. Если вы сможете обсудить этот вопрос, с большой долей вероятности вы сможете договориться о всем остальном. Самое тру дное позади.

Вот только обсудить (устно) мало. Нужно перенести все это на бумагу и составить

Соглашение о сотрудничестве

Документ, который определяет цели, планы и «механику» ваших отношений с партнером. И не бойтесь показаться бюрократом. Это окупится в перспективе, и не раз. Что обязательно стоит описать (из личного опыта):

  1. Кто старший в вашем проекте (руководитель проекта) и имеет блокирующий голос. В каких вопросах? Всегда?
  2. Форма сотрудничества: без образования юрлица, ООО, ИЧП (на кого, почему)?
  3. На какой срок планируете совместный проект?
  4. Дно проекта? Максимальная сумма инвестиций, которую планируете? Что будете делать если дна достигли, а надо инвестировать еще?
  5. Целевая прибыль проекта: на конец 1 года, 2 года и т.п. Формула распределения чистой прибыли в % между участниками? А если прибыли нет и есть убытки: как и кто закрывает, откуда берем деньги?
  6. Решения принимаемые большинством голосов, единогласно руководителем проекта, кворумом голосов? А если решение не принимается более … дней, что делаем?
  7. Условия и порядок выхода любого участника из проекта. А если убытки? А если прибыль? Как оценивать стоимость доли компании? А если я хочу уйти, а ты (как партнер) не хочешь? А если наоборот: я хочу чтобы ты ушел, а ты не хочешь?
  8. Что планируете делать в рамках проекта, а что нет (ведь можно замечтаться)? Кто на чем специализируется? Кто руководит компанией, кто отвечает за финансы, стратегический маркетинг и т.п.? Как и чем отвечаем, если то, что курируем в итоге делается плохо (не делается)? Можно выдвигать претензии? В какой форме? А если не хочется (делать, работать), не получается хорошо? Что такое хорошая (эффективная) работа, вашими глазами?
  9. Общие правила сотрудничества и санкции за их нарушение. Это аналог семейной конституции в семье. Возьмем для примера простой вопрос. Когда и как можно дергать друг друга по вашему проекту? Ведь в начале надо будет много пахать и настраивать. Вы можете позвонить друг другу в любое время суток (и надо отодвинуть в сторону отпуск, семью, хобби, спорт + мчаться для очередного подвига к вам) или есть только 2 твердых окна в неделю (в остальное время решаем вопросы сами)?

И эти вопросы – только программа «минимум».

Однако ответив на них + описав это все в 1 документе вы железно построите хороший фундамент для достойного старта. У меня по проекту «Контакт-центр» получилось всего 5 страниц соглашения. Итог: начали разрабатывать концепцию в октябре 2014. Запустили проект в конце января 2015. Первые заказы уже в феврале, планируем выйти на первую операционную прибыль в апреле-мае. И ни одного серьезного конфликта на этапе запуска проекта. Вопросы решались в рабочем порядке. За что спасибо Александре и нашему замечательному дире ктору Юлие.

А мне хочется сказать о 2-х простых парадоксальных правилах в отношениях между партнерами. Снова спасибо Н.И. Козлову за находку:

  1. Сохраняйте отношения, когда находитесь в ссоре (в конфликте)
  2. Расставайтесь только тогда, когда все хорошо.

Вот так поворот, скажете вы. Давайте разбираться по очереди с каждым:

Сохраняйте отношения, когда в ссоре (конфликте).

Обычно в ссоре мы спешим и «ломаем кучу дров». Эмоции доминируют, разум «выключается», обвиняем и выдвигаем претензии. В итоге разрушаем отношения и расстаемся «плохо». А ведь ссора (конфликт, разногласия) – отличный момент чтобы потренироваться обоим сторонам. Научиться договариваться, включать голову, строить и сохранять отношения. Передоговариваться (если надо), в конце концов. Когда еще представится такая возможность? Поэтому правило. Если в ссоре, сохраняйте и улучшайте отношения. Приведите их в порядок, п оработайте на отношения 2-3 месяца. Если они вам потом (в новом качестве) понравятся – оставайтесь в этих отношениях. А если решите, что дальше не интересно (только после того, как стало хорошо) «включаем» второе правило:

Расставайтесь только тогда, когда все хорошо.

Голова светлая, перспективы понятные, решения взвешенные. И разорвать отношения все равно хочется? Ок, теперь имеете право. Расставайтесь, это тоже надо уметь делать. Только делать хорошо. Заметили, что большинство людей поступают с точностью до наоборот. Расстаются, когда в ссоре (в конфликте).

И помните: в переговорах есть «форма» и «содержание».

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser