info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Как воспитывать детей или почему мы выросли такими?

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Как воспитывать детей или почему мы выросли такими?
Как же воспитывать своего ребёнка?

Огромное множество научных и популярных статей написано по этому поводу. Отнюдь не каждому хватит терпения и времени перечитать их все. А потом, ещё нужно всё осмыслить запомнить и понять что же на самом деле в них правда и что нужно именно Вам.. Это огромная и не всегда необходимая работа.

Профессиональный психолог, основатель учебного центра «Синтон» Николай Иванович Козлов, призывает руководствоваться здравым смыслом и даёт несколько крайне полезных советов:

Все очень просто: ребенок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родители — всесильны. Мир непонятен, а родители знают все.

Вот с этих основ и начинается вхождение ребенка в Мир, и именно родители, Старшие оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими, как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают Картину Мира, понимание ребенком себя и окружающих, правила поведения и образцы взаимоотношений. От родителей он усваивает предписания, инструкции, запреты и разрешения, из которых и складывается позже СЦЕНАРИЙ ЕГО ЖИЗНИ.

Однако это — теоретическая психология. Практическая же начинается с конкретных вопросов: «Какие предписания и инструкции? Какие запреты и разрешения? Что конкретно и как родители закладывают в ребенка, что это для него значит и как нам к этому относиться?»
Итак, родители говорят, дети — слушают. К сожалению, Старшие плохо слышат, какие вещи они говорят.

Я понимаю маму, у которой уже нет сил терпеть, но послушайте ее текст и прикиньте, что откладывается в голове ее ребенка: «Паразит! Ведь назло же делаешь! Что ни скажу — все наоборот! У тебя ни стыда, ни совести!» — по-моему, это очень подробный инструктаж, и, видимо, достаточно скоро он будет прочно усвоен.

А вот ситуация моя, домашняя:

Ваня ударил Сашу. Бабушка, естественно, возмущена: «Ваня, ты же ненавидишь брата! Какой ты злой!» — старательно внушает она ему. Ваня стоит, внимательно слушает. Что он сейчас узнает о своем отношении к брату? О себе? Сначала, я думаю, ему все это странно слышать. Но если бабушка в этом так убеждена и будет повторять это часто, ему, видимо, придется в это поверить.

У нас в гостях молодая мама с двухлетним малышом. Ребенок прыгает на диване, но падает и ударяется. Он плачет, мама ему подсказывает: «Ух, какой плохой диван! Ты зачем ударил нашего Пашу? Мы тебя за это побьем!» — и стукает диван, приглашая к этому и Пашу. Паша охотно присоединяется. Теперь он знает, что надо делать, когда ему плохо. Чтобы на душе полегчало, надо начать бить…

Эту остроумную подсказку ребенку дает мама.

Образцы, предписания, инструкции ребенок находит не только в прямых словах родителей и других Старших. Он слышит сказки, учит стихи, поет песни, смотрит мультфильмы, — и, ставя себя на место Героя, идет вместе с ним по жизни. Герои сказок, как заботливые няни, шаг за шагом учат его знакомиться, дружить, мириться и прощать; правда, тут же грубить, ссориться и убивать.

Внимательно просмотрев сборники народных сказок, я понял, что читать их детям без основательной редакции просто опасно. Полагаю, что большинство родителей с нравственным чувством меня поймут.

Действительно, вот несколько проходных эпизодов. Идет Иван — крестьянский сын по лесу, заходит в избушку Бабы Яги, та его спрашивает: «Здравствуй, добрый молодец, куда путь держишь?» Отвечает ей Иван: «Ах ты, старая карга! Ты вначале доброго молодца накорми, напои, в баньке попарь, а потом, старая, и расспрашивай!»

Вы действительно уверены, что так должен отвечать молодой человек старой женщине, к которой он зашел в гости?

А помните русскую народную сказку, где лиса нанялась к медведю плотником и построила курятник так хитро, что потом могла лазить туда каждую ночь? Я тоже осуждаю нечестную лису, но как я должен читать детям сказку, в которой медведь, узнавший про плутни лисы, «размотал ее по кочкам» (в одной редакции) и «убил» (в другой литературной редакции)?

Если русский народ считает, что так и надо, то я согласиться с этим не могу и не хотел бы, чтобы нечто подобное усваивали мои дети.

Или вот сказка братьев Гримм «Огниво». Мама спокойным, размеренным голосом читает детишкам: «Солдат рассердился и отрубил старухе голову». Вот так. Он рассердился, решил убить старуху, вынул саблю и отрубил ей голову. Это ведь даже не хулиганство, это убийство, проходящее по Уголовному кодексу любой страны.

Но мама продолжает читать сказку про героя-солдата, детишки ее слушают и усваивают, что надо делать, когда рассердишься.

Вольно или не вольно, мы своим поведением внушаем ребенку самые разнообразные вещи. Разобравшись с основными целями воспитания, вы сможете четче определить и способы влияния на ребенка. В тренинговом центре «Синтон» существует тренинг «Родители и дети: искусство жить вместе» на котором мы разбираем моменты, в которых происходит внушение, и показываем, как это внушение можно проводить более осознанно. Вы увидите дети — радость, когда вы знаете, что с ними делать!

Автор: Козлов Н.И.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Другие психологические статьи вы также можете почитать на сайтах:

http://paratnova.ru/

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser