info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

  • Главная
  • Книга
  • Как приучить ребенка к самодисциплине, чтобы он воспринимал это как радость, а не как каторгу?

Как приучить ребенка к самодисциплине, чтобы он воспринимал это как радость, а не как каторгу?

Психолог, консультант по деловым, личным, семейным и детско-родительским вопросам, сертифицированный тренер по эриксоновскому гипнозу.

Иногда ответ на это может быть простым: если есть успешные родители, которые умеют это делать, мы можем просто подсмотреть, как они это делают. Оказывается, они это делают по-разному: когда-то требовательностью, когда-то четкостью просьб, когда-то ― умением воодушевлять или собственным примером. Кто-то умеет рассказывать о самодисциплине так, что после него это воспринимается как высокий образец жизни, кто-то дает простые и полезные подсказки, так что любое дело оказывается несложным. А ведь дисциплина и самодисциплина ― это ведь не какое-то особое дело, это совсем обычные дела: умыться, вовремя собраться на улицу, убрать игрушки, помочь маме накрыть на стол, погулять с собакой. Этому можно научиться. Этому учат детей хорошие родители.

Это могут быть не обязательно родители: иногда такими учителями оказываются школьные учителя, иногда ― руководители, которые воспитывают себе качественных сотрудников. Такие люди есть ― учитесь у них, замечайте и берите в свою жизнь их находки. Жизнь богата, если вы будете внимательны, вы обязательно найдете варианты, которые вам подойдут.

Сам путь научения ребенка ― очевиден, прост и доступен. Сначала родитель учит ребенка выполнять нужные дела. Постепенно, когда видно, что ребенок уже начинает справляться сам, родитель помогает только в моменты затруднений и усталости, ― и радуется достижениям ребенка, пусть даже небольшим. И, наконец, наступает момент, когда ребенок начинает делать дела сам, так, как его учили.

Казалось бы, все просто, но это делают не все, и не у всех все это получается. Что здесь оказывается важным?

Первое ― методичность. Постоянство. Разовые воспитательные акции эффекта не дадут, ребенок по-настоящему воспитывается только тогда, когда он живет в соответствующей атмосфере, когда сказанное утром к вечеру не забывается, не отменяется, когда слова родителей не импульсивны, не случайны, когда хорошо обдуманные слова превращаются в закон и образ жизни.

Во-вторых, общий позитив, хорошие отношения между детьми и родителями. Если контакта нет, если старшие и младшие враждуют, тем более, если старшие давно проиграли эту войну ― никакого обучения дисциплине и самодисциплине невозможно. Как сохранять контакт с детьми и поддерживать свой авторитет ― отдельный разговор и другая тема.

А третье ― это умение быть требовательным и, когда необходимо, применять силу. Сейчас это не модно ― говорить о необходимости когда-то применять силу, но без этого никакая дисциплина невозможна. Не важно, нравится или не нравится вам необходимость когда-то применять силу, просто дисциплина ― это такая вещь, которая стоит обязательно в том числе на силе. Не только на ней, но на ней в том числе. Силу уважают, сила эффективна. И если папа умеет говорить спокойно и сильно так, что все понимают: «Это сделать надо!», все происходит спокойно. Потому что папа сказал. А через какое-то время так же спокойно и сильно начнет говорить ребенок, который имеет такого папу как образец. И когда у него самого появятся такие слова и такие интонации, люди будут слушаться его, и, что еще важнее ― он сам будет слушаться себя. Сам себе сказал — и сам сделал то, что наметил. А это и есть ― самодисциплина.

При этом самодисциплина бывает разного качества. Бывает самодисциплина строгая, иногда даже тяжелая и палочная, бывает самодисциплина умная, бывает самодисциплина естественная, легкая. Наверное, лучшая самодисциплина строгая, умная и легкая одновременно. Такое тоже возможно, но тогда родители, которые учат самодисциплине, должны быть не только требовательными, но еще умными, умеющими доходчиво и интересно объяснять, зачем нужно то или иное. А еще ― веселыми, радостными, умеющие воодушевлять и рождать желание.

Действительно, речь о дисциплине заходит, когда человек выбирает между делом и бездельем, и тогда в самодисциплине два момента: первое ― делать то, что нужно, и не делать то, что сейчас делать не следует. Чтобы не делать то, что не следует ― достаточно силы и требовательности. Нельзя — и все. Тут как-то все проще. А вот делать то, что нужно, когда делать не хочется ― одной требовательности бывает маловато. Тут всегда хочется и понимать, ради чего это нужно, и быть воодушевленным тем далеким результатом, ради которого нужно откладывать то, что так хочется и интересно.

Итак, уважаемые друзья, дорогие родители: нам хочется, чтобы наши дети следили за собой сами и делали все без наших напоминаний и понуканий. Все правильно, все реально. Мы это обязательно сделаем, осталось немного: самим начать жить требовательно и умно, приучить себя к методичности и общему фону радостности. Хорошая задача. Справимся, коллеги?

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser