info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Горбачев знает, как распорядиться временем (некоторые секреты тайм-менеджмента)

Бизнес-тренер, эксперт по управлению коммуникативными и временными ресурсами

12Алматы посетил известный российский бизнес-консультант, автор и ведущий тренингов по тайм-менеджменту Александр ГОРБАЧЕВ. Южная столица, кстати, стала 88-м по счету городом, где эксперт побывал со своими тренингами, – два перевернутых символа бесконечности, пошутил он (символично, учитывая тему встречи). Прилетел Александр для того, чтобы провести тренинг «Время руководителя 24+2», и накануне пообщался со всеми желающими в неформальной обстановке.

В самом начале встречи «повелитель времени» предложил участникам разделиться на команды (их получилось три) и за пять минут изложить на бумаге десять проблем со временем. Одна из команд набрала только шесть пунктов. За что тут же получила от ведущего вопрос: «Почему шесть?» «Потому что у нас каждый вопрос…» «Качественный, да? Большой и глубокий», – перехватил ответ Александр. Просто он знал продолжение: «Это типичное оправдание тех, кто опаздывает». Когда это касается работы, на вопрос, почему так мало, обычно отвечают: зато эксклюзив, хэндмейд. А на деле этот хэндмейд оказывается, условно говоря, китайской штамповкой. «Итак, в чем суть, – разбирает проблему тренер. – Я требовал от вас больших, качественных вопросов? Нет. Что я от вас требовал? Десять пунктов за пять минут. И вот вам первый урок клиентоориентированности – не делайте то, что считаете важным вы».

Дальше г-н Горбачев стал отвечать на вопросы из получившегося списка.

Время-нетто и время-брутто

Как убедить людей укладываться в сроки?
«Мой любимый вопрос: не почему люди не укладываются в сроки, а зачем они это делают. Вопрос почему обращен к прошлому. Почему ты опоздал? Потому что… Если человека спросить именно так, он поворачивается назад, ищет оправдание и всегда найдет его. Зачем – это будущее. Задаешь такой вопрос, человек начинает искать ответ, и вдруг выясняется: некоторые опаздывают, чтобы продемонстрировать свою важность, – специально, а некоторые подсознательно», – делится наблюдениями эксперт. Вообще, по его мнению, есть три проблемы, почему происходят опоздания. Первая – техническая: человек не умеет рассчитывать затраты на маршрут. Женщина, которая идет из одной точки в другую, и шопинг, неожиданно возникающий на пути, – вот яркий пример. Или другая ситуация: человек смотрит по карте, сколько времени займет дорога, но не учитывает, от какой до какой именно точки (в примере спикера – от входа в метро до выхода из метро или от сел в вагон до вышел из вагона). То есть получается, что есть время-нетто и время-брутто. Если человек не умеет рассчитывать, его можно этому научить. Это просто навык.

Вторая проблема – психологическая. Есть люди, которые всегда и везде опаздывают. «На них, видимо, действует такая психологическая вещь: я не люблю ждать, поэтому пусть лучше подождут меня. Или такая – зачем приходить раньше, пусть хозяева успеют подготовиться. Здесь просто нужно понять подсознательные мотивы. Их поиск – это уже задача психиатров, психологов, коучеров, а не специалиста по тайм-менеджменту», – делится Александр. Распознать вид проблемы просто: если опоздания всегда равны по времени, проблема психологическая, если нет – техническая.

Про хвосты, рога и подводную лодку

Как все успевать? Как расставить приоритеты?
Третья проблема, почему люди опаздывают, связана с приоритетами. Для иллюстрации эксперт привел случай из собственной практики, когда он просто онемел: одна участница тренинга (сотрудница крупной компании) на вопрос зачем вы опоздали ответила – тренинг был не в приоритете. Как так? Просто за нее заплатила компания…

Что подразумевает понятие «в приоритете»? «Если вы опаздываете, это означает, что встреча или мероприятие неприоритетно для вас. А если это собеседование для устройства на работу? Да вы за час раньше придете и будете ходить кругами, лишь бы не опоздать. Мой знакомый говорит: если дизайнер (а это творческие люди, для них опаздывать и делать не в срок – нормально) опаздывает на 15 минут, я его беру, если больше – даже не общаюсь. Это значит, он не хочет у меня работать, работа у него не в приоритете», – рассказывает г-н Горбачев.

И снова – иллюстрации от тренера. В Москве (это, говорят, реальная история) была ювелирная лавка и на ней вывеска: «Быстро, дешево, качественно. Выбери любые два пункта». Как все успеть – это три слова. Хотите успеть или все? Вы должны выбрать. К этой ситуации как нельзя кстати подходит анекдот про то, почему студенту нельзя жениться (увлечется женой – обзаведется хвостами, увлечется учебой – у него появятся рога, а если и тем, и другим – откинет копыта). «Если все будете успевать, ваше состояние вам не понравится и дело просто закончится летальным исходом. Либо стрессом. Поэтому расстановка приоритетов и как все успеть – это, по сути, одно и то же. Если вы хотите чего-то в жизни добиться, вам нужно чем-то пожертвовать. Хотите карьеру, выбирайте, что будете «сжигать» – здоровье или семью», – спикер бескомпромиссен. Хотите изменить жизнь – принесите что-то в жертву. Как минимум, тот образ жизни, который есть сейчас.

«Приоритеты – это когда вы чего-то лишаетесь», – продолжает Александр. Яд и лекарство, вспоминает он Авиценну, отличаются исключительно дозой, поэтому нужно дозировать ненужные вещи – телевизор и социальные сети, нужно уметь форматировать отношение к ним. Методы – жесткие: не больше одного часа в Фейсбуке. «Поставьте таймер обратного отсчета. Час «пропиликал», а дальше – вопрос жертвоприношения: готов ли ты тут же все бросить. Фраза «Ну хоть пост допишу» – это как «У меня нет зависимости», – считает эксперт. Вот так можно проверить, есть зависимость или нет.

Еще г-н Горбачев предлагает поиграть в подводную лодку – на выходные закрыться дома, никуда не выходить, не смотреть телевизор, не заходить в Интернет, не слушать музыку, не читать газет. Психологи говорят: если человек не может находиться наедине с самим собой, у него внутри пустота и он ее постоянно заполняет информационным потоком. Если может, значит, с внутренним миром все в порядке.

Жизнь лучшего качества

Как получить максимальную эффективность от тайм-менеджмента? Как получить большую отдачу от одного часа работы?
Ответ на первый из этих двух вопросов спикер решил сопроводить рассказом о собственной жизни. У него самого есть незапланированные дни – «я живой человек, я не расписывают каждую минуту». Если же требуется многое успеть, то такой день детально расписан. «Но я не стараюсь каждый момент жизни прожить максимально эффективно. Мои приоритеты – малое количество близких людей, которых я люблю и уважаю. Я хочу им уделять время, а не быть машинкой для производства денег, поэтому у меня доходы не такие, какие могли бы быть. Но меня устраивает это качество жизни», – говорит Александр. Каждый, уверен он, должен для себя определить свой формат качества жизни.

Теперь – второй вопрос: максимальная эффективность времени. «В плане инструментов это все можно освоить. Но что однозначно не получится, так это чтобы каждый час в течение суток был максимально плотным», – уверен тайм-тренер. И за счет сна тоже не хотелось бы экономить.

Любите стресс

Как перестать постоянно переживать стресс из-за невыполненной в срок работы?
«Относитесь к стрессу как к энергии. Чем сильнее стресс, тем больше ваша энергетическая емкость. Пока вы не испытаете стресс, вы не узнаете, на что способны», – считает г-н Горбачев. Его метод проверки довольно жесткий: «Если вы хотите серьезный прогресс в работе, вы должны поработать три, а лучше шесть месяцев по десять часов в день без выходных. Опыт – это не продолжительность, а интенсивность. Когда я общался с успешными людьми, узнал, что, оказывается, у каждого из них обязательно было по полгода катастрофы жизни. И они тогда научились чем-то жертвовать – иначе невозможно. Это не означает, что всегда так нужно работать. Но нужно это пройти как испытание, как курс молодого бойца. И тогда вы узнаете: на что вы только ни способны». Очень важно в этом деле заинтересовать себя – по «методу» Тома Сойера (история про забор). Стресс может принести либо негатив, либо позитив. В любом случае, это энергия.

По мнению Александра, правильно работать со стрессом – это любить его. И здесь самое главное – найти свой оптимум стресса. «Я это называю «частота сердечных сокращений». Для кого-то 40 ударов в минуту – стресс, а, я умираю, а для кого-то 190 ударов – жизнь что ли начинается? У каждого человека свой оптимальный уровень стресса. Это интенсивность жизни. И она коррелирует с темпераментом. Уровень уже не изменить. Значит, надо под свой уровень либо найти какую-то позицию (собственный бизнес или что-то еще), либо деятельность – образ жизни должен быть резонансным по темпу с внутренним состоянием», – заключает г-н Горбачев.
Елена ТУМАШОВА

 

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser