info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

Функции руководителя

Профессиональный психолог, бизнес-тренер, консультант по вопросам управления персоналом, эксперт по разработке тренинговых программ.

Если вы читаете эту статью, то вполне можно предположить, что вы а) руководитель, б) собираетесь стать руководителем, в) человек который пишет реферат или курсовую работу на тему «функции руководителя».

В последнем случае вам проще обратиться к каким-то другим источникам, которые содержат в себе много малопонятных и далеких от жизни теоретических выкладок о том, каковы же главные функции руководителя. В этой статье вы найдете только практичную информацию, которая проверена многолетним опытом реального управления и консультирования и подойдет она тем, кто действительно хочет разобраться, каковы же основные функции современного руководителя.

Для начала стоит узнать 5 классических функции руководителя (их называют также классическими функциями менеджмента), которые изучают в институтах и на всевозможных курсах и семинарах для управленцев. Сформулировал эти классические функции один из основоположников научной теории менеджмента — Анри Файоль в 1916 году.

Француз Анри Файоль (1841–1925) более 30 лет управлял горно-металлургическим синдикатом и вместе с Фредериком Тэйлором, Генри Фордом и другими специалистами создал научную теорию управления.

Одно время очень популярны были плакаты в кабинетах руководителей со словами Анри Файоля: «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах собственно и отражены все классические функции руководителя:

Планирование («прогнозирование и планирование») — это функция руководителя № 1. Руководитель должен знать цели своей организации, своего подразделения. Для этого ему необходимо знать ответы на вопросы: где мы находимся сейчас? Куда хотим идти? Как это сделать?
А иначе получится как у Алисы Льюиса Кэрролла:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно … — сказала Алиса.

— Тогда все равно куда и идти,— заметил Кот.

— … только бы попасть куда-нибудь,— пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь,— сказал Кот.— Нужно только достаточно долго идти…

Организация — в эту функцию руководителя входят разработка организационной структуры, создание необходимых регламентов, прописывание бизнес-процессов, постановка задач, обеспечение предприятия необходимыми ресурсами (людьми, материалами, сырьем).
Руководство (в разных источниках используются также термины «сопровождение», «распределение», «мотивация«) — это функция руководителя, включающая в себя распределение и постановку задач, закрепление зон ответственности, побуждение сотрудников к работе.
Координация — это функция, обеспечивающая достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления оптимальных коммуникаций между ними (это могут быть отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, передача документации).
Контроль — это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. Благодаря этой функции руководитель получает ответы на вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует делать иначе? В чем причина отклонений от запланированных показателей?
Функции руководителяПоследнее время часто вместо 5-ти выделяют 4 классических функции руководителя, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль.

Классические функции руководителя по-прежнему актуальны и ежедневно наполняют работу любого руководителя, хотя они и были сформулированы почти 100 лет назад.

Но для современного управления в таком виде этих функций не достаточно! Ведь за прошедшие 100 лет мир вокруг нас существенно изменился, и классические функции руководителя уже не отражают новых реалий. Подробно мы разбираем эту тему, рассматривая все произошедшие изменения, на моем тренинге «Результативное управление персоналом», который я регулярно провожу в центре «Синтон». Здесь давайте рассмотрим, как минимум, 2 глобальных изменения.

С одной стороны, ИЗМЕНИЛИСЬ ЛЮДИ:

Они стали увереннее в себе,
Они стали проще и гораздо чаще, чем раньше менять место работы,
Они стали выбирать, с каким руководителем они хотят работать,
Они стали чаще и больше хотеть роста, развития, реализации своего потенциала.
С другой стороны, ИЗМЕНИЛИСЬ СИТУАЦИЯ и, как следствие, ОЖИДАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ от сотрудников:

В результате развития частной собственности и бурного роста конкуренции руководителю стало крайне важно, чтобы результат постоянно рос. Чтобы «завтра» было лучше, чем «вчера».
Сегодня руководителей не устраивает «средний», пусть даже и хороший результат, они хотят, чтобы сотрудники делали максимум того, на что они способны.
Функции руководителяНапример, на одном из последних моих тренингов руководитель отдела продаж крупного холдинга говорил мне буквально следующее: «сейчас средний показатель продаж у меня в отделе 300 единиц, и есть у меня сотрудник, который продает 350, но при этом я точно знаю, что он легко может продавать и 400, и даже 500. Естественно, я крайне не доволен его показателем в 350! Что мне с ним делать? »

Долгое время работа руководителя состояла в том, чтобы отдавать приказы, наблюдать за тем, как они выполняются и привлекать людей к ответственности в случае их невыполнения. Но теперь, в ситуации, когда сотрудники стали увереннее и амбициознее, а руководители хотят от них максимального результата, такой подход к руководству уже не эффективен. Необходимо ПАРТНЕРСТВО руководителя и сотрудника, необходимо управление с акцентом на привлечение сотрудников к принятию решений, раскрытие их потенциала, создание рабочей атмосферы поддержки.

Всмотритесь в классические функции руководителя внимательнее и вы заметите, что там крайне МАЛО ЧЕЛОВЕКА. Человек рассматривается в них где-то рядом с «сырьем и материалами». Но в современном изменившемся мире не построишь эффективную систему управления без достаточно внимательного отношения к ЧЕЛОВЕКУ.

Сегодня в работе руководителя появляются новые функции (или под-фукнции), новые акценты, в которых раньше не было необходимости, а сейчас эти функции руководителя выходят на первый план, это:

Поиск и подбор подходящих людей, тех которые способны показывать максимальный результат. Конечно, подбор людей осуществлялся и раньше, но сейчас это приобретает особую важность.
Создание благоприятной рабочей атмосферы поддержки, в которой в полной мере реализуется потенциал сотрудников, используются на благо компании их способности. Построение системы, в которой есть возможности для роста и развития сотрудников.
Колоссальную важность приобретает функция МОТИВАЦИИ, выходя на первый план. Все чаще становится необходимым индивидуальный подход к мотивации сотрудников.
Развитие личности руководителя, его профессиональный и личностный рост. В ситуации, когда люди легко меняют работу, дольше всего и лучше всего работают с тем руководителем, с которым работать интересно, у которого есть чему учиться.
Объединяя классические функции руководителя и новые реалии и акценты вы добьетесь максимального результата в управлении!

Ольга Паратнова, руководитель, консультант по вопросам управления персоналом, генеральный директор тренинг-центра «Синтон», автор и ведущая тренинга для руководителей «Результативное управление персоналом»

Если вы хотите больше узнать о моем тренинге, позвоните по телефону (495) 507–8793 или зайдите на страницу «Результативное управление персоналом».

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser