Заказать звонок

Цель программы обучения

Программа обучения должна попадать в цель

На рынке обучения нет недостатка в открытых программах,
однако компании все чаще отдают предпочтение тренингам и семинарам,
разработанным под заказ. В каких случаях стоит заказывать разработку
специализированного тренинга для компании? И насколько такие программы
эффективнее открытых?

На мой взгляд, эффективность тренинга, семинара и всей
программы обучения напрямую зависит от степени ее проработанности под
конкретного заказчика. Ведь если тренинговая или консалтинговая компания
считает своей главной целью результат, который заказчик получит по окончании
обучения, то адекватность программы запросам и задачам клиента выходит на
первый план. А об адекватности можно говорить только тогда, когда программа
учитывает специфику организации и состав участников. Это особенно актуально,
если обучение ориентировано на руководителей высшего звена. На этом уровне
ошибки непозволительны, а значит, такой проект должен быть тщательно
проработан совместно с заказчиком и выстроен на его содержательном материале.
Сегодня все чаще клиент заказывает обучение для разных уровней руководителей.
Рост бизнес-организаций формирует их потребность в
стандартизации знаний и опыта своих сотрудников на корпоративном уровне, в
развитии так называемой ‘информационно-коммуникационной среды’. Общий язык
общения руководителей становится необходимым условием развития всей компании.
Поэтому, программы не могут носить общий характер, они должны учитывать
потребности конкретного клиента.

Конечно, разработанный семинар стоит дороже стандартного.
Кроме того, на его подготовку уходит больше времени, поскольку разработка
ведется в несколько этапов. Как правило, клиент
готов к этим затратам, поскольку понимает, что таким образом он повысит
эффективность самого обучающего процесса и своих вложений в него (и времени,
и денег). Если же компания-заказчик по каким-либо причинам не хочет
вкладываться в разработку, то мы всегда честно предупреждаем, что ожидать
качественного результата не приходится. Клиент должен понимать из чего он
выбирает, и брать на себя ответственность за эффект обучения.

На стороне клиента

Именно эти аргументы мы всегда приводим, говоря о
необходимости включения разработочной части. И большинство наших клиентов
разделяют эту точку зрения. Компания-заказчик понимает, что наш интерес на
его стороне: мы заботимся о результативности обучения, а сбыт готовой
продукции: тренингов и семинаров — не наша цель. Такой подход всегда приветствуется.

Кроме того, как показывает практика, обучать весь состав
руководителей на открытых программах не только неэффективно, но и
экономически невыгодно. Корпоративное обучение обойдется компании дешевле. Я
уже не говорю о том, что только в этом случае обучающиеся специалисты смогут
взаимодействовать по содержанию актуальному для них и их компании. Эти
дополнительные возможности особенно важны, если обучение руководителей
рассматривается как составная часть более масштабных проектов по развитию
персонала и развитию компании.

Замерить результативность и эффективность обучения
довольно сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно
оценить, проведя входное и выходное тестирование. Важнейший показатель
эффективности — отсутствие затухающей динамики: чем дольше сохраняются
результаты тренингов и семинаров, тем выше качество обучения. И, как правило,
у специалистов, прошедших обучение по индивидуально разработанной программе,
этот временной отрезок значительно длиннее.

Пожалуй, разницу в эффективности специально разработанных
тренингов и стандартных программ легче всего описать следующей метафорой: ‘Стрелять по мишени можно закрыв глаза, а можно навести на
нее оптический прицел. И в том, и в другом случае есть вероятность попадания
в цель. Но одинакова ли она?’.

Автор: Оксана Крылова