info@syntone.ru   +7 (495) 507-8793

9 шагов для наведения порядка в малом бизнесе

Предприниматель. Эксперт по наведению порядка в бизнесе. Совладелец инжиниринговой, консалтинговой и тренинговой компаний.

Есть хорошее правило «десятикратного роста затрат».

Суть его очень проста: затраты на корректировку качества при переходе от одного этапа жизненного цикла к другому меняются на порядок. Поясню… Если производство чего-либо разбить на 4 этапа:
Планирование (целеполагание, идея, концепция, техническое задание)
Разработка (проектирование, НИОКР)
Производство (создание, строительство)
Использование (эксплуатация)

И при этом допустить ошибку скажем на этапе планирования. Возьмем, к примеру, строительство дома. Вы выбрали участок, на котором по геодезическим условиям строить нельзя.

Ошиблись в планировании…

Заказали проект, оплатили аванс проектной организации. Хорошо если проектировщики обнаружат ошибку выбора участка, проведя дополнительные инженерные изыскания. Это встанет вам всего лишь в 10 раз дороже (как минимум), чем устранить данный недочет на стадии планирования. А вот если вы начнете бить сваи и обнаружите, что здесь «строить нельзя» (грунты и почва не подходят, сваи проваливаются). Это вам встанет в 100 раз дороже, чем корректировка на стадии планирования. Вариант построенного дома «не в том месте» рассматривать не будем…

Так и в бизнесе

Я сплошь и рядом вижу ситуации когда собственники покупают дорогущие станки, нанимают армии талантливых людей, снимают и ремонтируют фешенебельные офисы (это 3 стадия — производство). А потом задают мне 2 вопроса: «Александр, как все это окупить?» и «Где найти столько клиентов, чтобы загрузить моих сотрудников работой?». Вы уже догадались, что корректировка (в стадии эксплуатации бизнес-проекта) обойдется в 100 раз дороже чем на стадии планирования.

Что делать, если «математика» бизнеса вас не устраивает. Незнакомые термины и методы можно найти в Интернете:
Пересмотреть главную цель на год (остальные будут ей подчиненные). Кто-то умный сказал: «Если что-то идет не так, проверь исходные данные». Какая у вас главная цель на 2014/15 гг?
Скорректировать стратегию (под главную цель). Хорошо бы на этом этапе: нарисовать карту стратегических целей, сделать систему стратегических показателей (BSC), провести SWOT-анализ, поправить (сделать новую) кривую ценности (для конкурентной отстройки), изменить маркетинговый прицел, поправить продуктовую линейку, методы и способы продвижения и т.п. Все это для того, чтобы выделить 1-2 ключевых компетенции компании (больше в 21 веке вы просто не потянете). Которые будете развивать, а все остальное рекомендую безжалостно отдать (пЍ степенно) на аутсорсинг. Инструмент: стратегическая сессия с ключевыми сотрудниками на 1-3 дня + хороший модератор. В качестве ресурсов также понадобится хороший маркетолог.
Сделать план финансовых потоков под новую стратегию на ближайший год. Посмотреть во сколько встанет вам все это удовольствие (по п. 2). Оценить структуру постоянных и переменных затрат, дно проекта, точку безубыточности, плановую целевую прибыль, чистую и маржинальную рентабельность и т.п. Ресурсы: отчетность прошлых периодов и хороший финансист (лучше со знаниями в вашей отрасли).
Привязать финансовые показатели к плоскости «продвижение и продажи». Рассчитать лимит стоимости обращения (цена 1 лида) по каждому каналу, плановую цену покупателя, требуемую конверсию системы продаж (на каждом переходе вашей «воронки»), средний чек, частоту покупок и обращений и т.п. Ресурсы данного этапа: хороший маркетолог, специалист по системам продаж.
Нарисовать проект «как должна работать моя компания» чтобы все это получилось. В начале на бумаге. Построить цепочку создания ценности, описать бизнес-процессы в одной из выбранных нотаций (от контекстной диаграммы до должностных инструкций каждого сотрудника). И еще раз проверить, что все вышеперечисленное реализуемо с п. 1 до п. 5. Выбрать и нарисовать оптимальную оргструктуру для реализации проекта улучшения. Один из самых трудоемких этапов, здесь пригодится специалист по процессному подходу и моделированию. Инст рументы: рабочие сессии с ключевыми сотрудниками.
Воспользоваться «правилом 3-х экспертов». Показать все ваши предыдущие наработки 3-м экспертам-практикам и быть готовым к самому худшему прогнозу (из тех, которые услышите в качестве обратной связи). Риск-менеджмент никто не отменял. Дальше можно переходить к внедрению.
Поправить кадровый состав (обычно хватает до 20%) и начать последовательно инфицировать вашу команду «вирусом изменений». Инструмент: рабочие сессии с персоналом компании, тренинги и кружки качества.
Корректировать, оптимизировать (на ходу) наработки и автоматизировать отлаженные участки.

Нудно и долго, можете сказать вы…

Ок, если вы знаете более изящные рецепты, напишите мне свой алгоритм в ответном письме. Обещаю ответить и прокомментировать. Я же хочу заявить, что проект улучшения с п. 1 до 7 можно реализовать в компании численностью до 100 человек (большими мы не занимаемся пока) за период от 60 до 90 дней.

Расскажите друзьям:

Похожие материалы
remove adware from browser